Шрифт өлшемі:
A A A
Сайт түстері:
A A A
Әдеттегі болжам
Шрифт көлемі: A A A
Сайт түстері: A A A

Қазақстан Республикасының Дін істері және азаматтық қоғам министрлігі

"Қазақстан – біртұтас жер, біртұтас халық, біртұтас болашақ. Мен барша қазақстандықтарды ұлтаралық және конфессияаралық келісімді одан әрі нығайтуға шақырамын. Олар біздің мәңгілік құндылықтарымыз. Осынау бұлжымас ақиқатты сақтай отырып қана, біз мәңгілік халық, мәңгілік елорда және мәңгілік мемлекет туралы айта аламыз."
Қазақстан Республикасының Президенті Н.Ә. Назарбаевтың Жолдауы

Баяндамалар, сөйлеген сөздері

24 қантар 2017

«Мемлекет пен ҮЕҰ арасындағы өзара іс-қимылдың негізгі бағыттары туралы» ҚР Үкіметінің отырысындағы ҚР Дін істері және азаматтық қоғам министрі Н.Б. Ермекбаевтың баяндамасы (Астана қаласы, 24.01.2017 ж.)

Құрметті Бақытжан Әбдірұлы!

Отырысқа қатысушылар!

Үкіметтік емес сектор – әлеуметтік мәселелерді шешудегі және азаматтық бастамаларды жандандырудағы мемлекеттің сенімді әріптесі.

Тәуелсіздік жылдарында Қазақстанда Азаматтық форум, Әлеуметтік жобалар жәрмеңкелері, бейресми кездесулер, секілді әріптестіктің оң тәжірибесі мен жақсы дәстүрлері қалыптасты.

Соңғы 10 жыл ішінде тіркелген үкіметтік емес ұйымдар саны 3 есеге өсіп, 18 мыңды құрап отыр.

Мемлекеттік әлеуметтік инвестиция көлемі 13 есеге артқан (2006 жылы – 704,1 млн. теңге, 2016 жылы – 8 878,6 млн. теңге).

Іске асырылған жобалар саны - 14 мыңнан астам.

 

Жыл сайын мыңнан астам ұйымдар әлеуметтік қызметтерді атқарады. 

Азаматтық секторда 28 мыңнан астамадам жұмыс істейді.

2015 жылы Үкіметтік емес ұйымдармен мемлекеттің өзара іс-қимылын дамыту жөніндегі 2016-2020 жылдарға арналған ұлттық жоспар қабылданды.  

Гранттар мен сыйақылар сияқты қаржыландырудың жаңа тетіктері енгізілді. Гранттық қаржыландыру операторы ретінде «Азаматтық бастамаларды қолдау орталығы» құрылды.

2016 жылмен салыстырғанда 2017 жылы гранттарға бөлінген қаражат көлемі 3 есеге, ал тақырыптар саны 4 есеге көбейген. 

 Уважаемые коллеги!

Отмечу приоритетные направления взаимодействия государства и НПО.

Первое. Реализация совместных проектов и повышение устойчивости НПО.

В социальных проектах особенно важен учет потребностей отрасли и населения.

Анализ показываетнедостаточное участие центральных госорганов в реализации социальных проектов. Отдельные из них вовсе не работают с НПО в рамках госсоцзаказа.

На местном уровне госсоцзаказ в основном реализуют лишь управления внутренней политики либо социальной сферы.

Это говорит о том, что некоторые госорганы до сих пор не осознали важности и пользы взаимодействия с НПО.

На самом деле, именно взаимодействие с гражданским сектором позволяет знать настроения общества, держать руку на пульсе.

В свою очередь, сами НПО нередко отмечают ненадлежащее исполнение оказываемых ими услуг, нездоровую конкуренцию, даже демпинг за счет качества.

Следует активно привлекать к партнерству бизнес. Безусловно, он участвует в реализации социальной политики. Но уровень недостаточен. Например, только 17% экспертов НПО (проведен ГАК) позитивно оценили взаимодействие с бизнесом.

Отсюда необходимость выстраивания эффективного трехстороннего сотрудничества. Именно в партнерстве с НПО бизнес мог бы раскрыть свою социальную роль.

Организацию грантов для НПО от бизнеса готов взять на себя Центр поддержки гражданских инициатив.

Важно организовать на местах мониторинг участия бизнеса в социальном партнерстве с НПО.

Притоку новых лиц и профессионалов в гражданскую сферу будет способствовать принятый недавно Закон о волонтерстве.

Второе. Систематизация практик деятельности НПО.

В 2015 году создана База данных НПО, что позволит знать их потенциал и возможности.

Следует отметить слабую наполняемость Базы данных (13%). В ней представлены опыт лишь 2,5 тысячи организаций. В то же время, гранты и премии могут получить только НПО, зарегистрированные в Базе.

Сегодня мы занимаемся усилением информационно-разъяснительной работы. Просим государственные органы, особенно на местах, активнее включиться в данный процесс.

Осуществляется перевод Базы в электронный формат. Для окончательного введения Базы в эксплуатацию требуется дополнительное финансирование до 50 млн. тенге в этом году.

Работа с Базой данных актуализировала проблему бездействующих НПО, которых, по данным акиматов, более 9 тысяч.

В качестве возможного решения  экспертами предлагается проведение Министерством финансов добровольной амнистии данных организаций.

Третье. Совершенствование механизмов системного диалога между государством и гражданским сектором.

Потенциал вовлечения НПО в процесс принятия решений реализуется не в полной мере, и нередко формально.

Дефицит диалога проявился при проведении выборов в общественные советы.

По оценкам самих НПО, недостаточная  представленность активных общественных организаций, СМИ, молодежи привела к тому, что на заседаниях Советов не всегда поднимаются вопросы, реально волнующие население.

Результаты опросов НПО свидетельствуют о недостаточном уровне информационно-разъяснительной работы государства по принимаемым законодательным мерам. Об этом заявил каждый второй из числа НПО (54%).

Уважаемые коллеги!

В целях решения вышеназванных задач предлагается осуществить ряд системных мер.

- активнее вовлекать НПО в процесс формирования тематики проектов, на основе изучения и анализа потребностей регионов, целевых групп, предложений общественных советов (социальный маркетинг);

- расширитьтематику социальных проектов в соответствии с компетенцией госорганов.

Министерством планируется разработать четкие правовые механизмы формирования, мониторинга и оценки результатов социальных проектов и стандартизации услуг НПО.

Готовятся изменения в Правила предоставления грантов. Предлагаем, чтобы центральные госорганы участвовали в формированиитематики и объемов финансирования.

Местные  исполнительные органы необходимо наделить правом грантового финансирования для региональных НПО.

Для широкого вовлечения бизнес-сообщества предлагается создать трехстороннюю площадку государства, бизнеса и НПО «АСАР». Этот Форум проводить ежегодно в разных регионах страны (каждый год - новый регион).

Устойчивость НПО в малых городах и селах видится через организацию деятельности там информационно-ресурсных центров.

По мнению экспертов НПО, имеется необходимость создания в областных центрах, городах Астана, Алматыконсалтинговых центров, предоставляющих широкий спектр услуг и помещения для работы НПО и инициативных граждан.

В этой связи предлагается акиматам изыскать возможность предоставления пустующих помещений для открытия Гражданских центров по принципу «одного окна».

Координация их деятельности возможна со стороны Центра поддержки гражданских инициатив.

Организовать в Правительстве совещания с участием НПО по отраслевому принципу. Надо сказать, что определенная работа в этом направлении начата.

Центральным государственным органам рекомендуется шире практиковать встречи с отраслевыми НПО, при поездках в регионы.

Как показали встречи на местах, деятельность общественных советов нуждается в единой площадке.

В этой связи просим поддержать предложение о проведении Первого республиканского Мажилиса общественных советов.

Құрметті Бақытжан Әбдірұлы!

Жоғарыда баяндалған - соңғы Азаматтық форумда талқыланған мәселелердің жиынтығы.

Мемлекет басшысы Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаев үкіметтік емес ұйымдармен өзара іс-қимылдың жаңа тетіктерін іздестіруге ұдайы көңіл аударып отырады.

Бүгінгі таңда мемлекеттік бағдарламаларды іске асыру, әлеуметтік аудит өткізу, жергілікті өзін-өзі басқаруды дамыту және тағы көптеген шараларда үкіметтік емес ұйымдардың әлеуетін толық пайдалану қажет.

Осы орайда, ұсыныстарымызға қолдау көрсетуді сұраймыз.

Назарларыңызға рахмет!

.